Одним из распространенных способов получения дополнительного дохода
гражданами давно стала сдача внаем неиспользуемой ими жилой площади. Для
обеспечения прозрачности на рынке таких услуг и в этих вопросах правового
регулирования правоотношений при сдаче жилья было принято Постановление Совета
Министров Республики Беларусь от 12.09.2006 №1191 «О мерах по реализации Указа
Президента Республики Беларусь от 4 августа 2006 г. № 497» (с изменениями и
дополнениями) (далее – Постановление). Постановление установило форму для
договора найма (аренды) жилого помещения и основные правила его заключения и
регистрации.
Договор найма жилого помещения – это соглашение, по которому одна сторона
(наймодатель) обязуется предоставить за плату другой стороне (нанимателю) жилое
помещение во владение и пользование для проживания в нем. Заключение
письменного соглашения защищает собственника от рисков с выселением и порчей
помещения, проблем с оплатой, а нанимателю гарантирует законное пользование
помещением.
Сторонами договора найма могут быть только физические
лица, если же предполагается участие юридического лица, заключается договор
аренды жилого помещения.
В случае с частным фондом сдать жилье внаем может
только собственник. Если квартира находится в долевой собственности, то сдать
ее часть без согласия сособственника нельзя.
Физические лица, осуществляющие сдачу в наем (аренду)
жилых помещений должны произвести следующие действия:
· Заключить в письменной форме договор найма жилого помещения, зарегистрировать
договор.
· Производить уплату подоходного налога с физических лиц в фиксированных
суммах.
Уплата подоходного налога с физических лиц в
фиксированных суммах производится по ставкам, установленным Налоговым кодексом
Республики Беларусь.
Договор найма жилого помещения частного жилищного фонда, аренды жилого
помещения, построенного (реконструированных) или приобретенных с привлечением
льготного кредита, предоставленного в соответствии с законодательством ОАО
«Сберегательный банк «Беларусбанк», или
построенных (реконструированных) с использованием субсидии на уплату части
процентов за пользование кредитом (субсидии на уплату части процентов за
пользование кредитом и субсидии на погашение основного долга по кредиту),
выданным банками на строительство (реконструкцию) жилых помещений в
установленном порядке, до полного погашения этого кредита подлежит
регистрации при наличии разрешения соответствующего районного, городского
исполнительного и распорядительного органа, местной администрации на предоставление
такого жилого помещения (его частей) по договору найма, аренды.
Для того чтобы произвести регистрацию договора найма (аренды), необходимо
обратиться со следующим пакетом документов:
заявление, подписанное собственником жилого помещения частного
жилищного фонда и участниками общей долевой собственности на жилое помещение;
паспорт или иной документ, удостоверяющий личность
собственника жилого помещения частного жилищного фонда и нанимателя жилого
помещения частного жилищного фонда (для иностранных граждан и лиц без
гражданства, которым предоставлена дополнительная защита в Республике Беларусь,
в случае отсутствия у них паспорта иностранного гражданина или лица без
гражданства либо иного документа, его заменяющего, предназначенного для выезда
за границу и выданного соответствующим органом государства гражданской
принадлежности либо обычного места жительства иностранного гражданина или лица
без гражданства либо международной организацией (далее – документ для выезда за
границу) и иностранных граждан и лиц без гражданства, которые ходатайствуют о
предоставлении статуса беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике
Беларусь, – свидетельство о предоставлении дополнительной защиты в Республике
Беларусь или свидетельство о регистрации ходатайства о предоставлении статуса
беженца, дополнительной защиты или убежища в Республике Беларусь
соответственно)
три экземпляра договора найма (аренды) или
дополнительного соглашения к нему.
технический паспорт на жилое помещение.
Срок осуществления административной процедуры - 2
дня со дня подачи заявления.
Плата за осуществление административной процедуры
не взимается.
Прием
документов в Ляховичском райисполкоме осуществляется службой «Одно окно» г.
Ляховичи, пл. Ленина, д. 3, каб.113, тел.
8 016 33 6 09 59, 142 (для жителей г. Ляховичи и Ляховичского
района).
Режим работы: понедельник,
вторник, четверг, пятница
с 08.00 до 17.00,
Перерыв с 13.00 до
14.00
среда – с 08.00 до
20.00 без перерыва