При осуществлении предпринимательской деятельности для индивидуальных предпринимателей предусмотрено три режима налогообложения:
- общая система налогообложения (далее - ОСН), с уплатой подоходного налога с физических лиц (гл. 18 НК);
- упрощенная система налогообложения (далее-УСН) (гл. 32 НК);
- единый налог с ИП и иных физических лиц (далее - единый налог) (гл. 33 НК).
Следует отметить, что УСН и единый налог относятся к особым режимам налогообложения. Каждый из указанных режимов налогообложения применяется в зависимости от тех или иных условий или особенностей осуществляемой деятельности. На практике возможны ситуации, когда ИП могут или обязаны одновременно применять несколько режимов налогообложения.
Так, законодательством предусмотрена возможность уплаты единого налога одновременно с применением УСН или общего порядка налогообложения. Например, ИП, оказывающие потребителям услуги (выполняющие работы), в том числе в случае их оплаты за потребителя организациями и ИП в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 337 НК и осуществляющие розничную торговлю товарами, поименованными в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 337 НК и ИП, осуществляющие общественное питание через мини-кафе, летние и сезонные кафе в соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 337 НК, вправе уплачивать единый налог и обязаны до окончания этого налогового периода применять порядок налогообложения, установленный главой 33 НК. В случае, если заказчиком услуг и покупателем товара для собственных нужд будет являться юридическое лицо, то ИП, с полученных доходов будет являться плательщиком УСН (если он является плательщиком) согласно главе 32 НК или подоходного налога согласно главе 18 НК.
Порядок применения профессиональных налоговых вычетов при исчислении подоходного налога индивидуальными предпринимателями установлен статьей 205 Налогового Кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Согласно пункту 14 указанной статьи расходами индивидуальных предпринимателей признаются документально подтвержденные расходы, произведенные ими и связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Индивидуальные предприниматели, учитывающие доходы от реализации по принципу оплаты, расходы, учитываемые при налогообложении, признают расходами после их фактической оплаты, иного прекращения встречного обязательства перед продавцом.
При этом указанные расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
- расходы на приобретение товаров, предназначенных для последующей реализации, сырья и (или) материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), учитываются в пределах сумм, оплаченных за указанные товары, сырье, материалы. Суммы платы за указанные товары, сырье, материалы уменьшаются на стоимость товаров, сырья, материалов, использованных индивидуальным предпринимателем для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Расходы на приобретение указанных товаров, сырья, материалов, понесенные по окончании налогового периода, к которому они относятся, подлежат исключению из доходов в налоговом периоде, к которому они относятся (в котором получен доход);
- расходы на оплату труда учитываются в составе расходов на дату их фактической выплаты, выдачи;
-амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период.
Индивидуальные предприниматели, учитывающие доходы от реализации по принципу начисления, расходы, учитываемые при налогообложении, признают расходами в том отчетном (налоговом) периоде, в котором получены соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним.
При этом указанные расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
- расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, учитываются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены;
- работы (услуги) производственного характера учитываются на дату подписания индивидуальным предпринимателем акта приемки-передачи таких работ (услуг);
- расходы на оплату труда учитываются ежемесячно исходя из суммы начисленных расходов на оплату труда;
- амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период;
- расходы на ремонт основных средств учитываются в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты;
- расходы на служебные командировки учитываются на дату составления авансового отчета.
Вместо произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, плательщики имеют право определить расходы в размере двадцать (20) процентов общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления ими предпринимательской деятельности. При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц такие расходы не могут учитываться одновременно с расходами, подтвержденными документально.
Инспекция МНС по Барановичскому району напоминает о необходимости применения с 10 октября 2021 г. субъектами хозяйствования кассового оборудования:
- при осуществлении розничной торговли товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет один продавец;
-торговле непродовольственными товарами на ярмарках, на торговых местах на рынках;
-осуществлении разносной торговли плодоовощной продукцией;
-выполнении работ, оказании услуг вне постоянного места осуществления деятельности (за исключением территории сельской местности);
-осуществлении обучения несовершеннолетних;
-оказании услуг по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и найму жилых помещений, садовых домиков, дач, в том числе для краткосрочного проживания.
Для обеспечения требований законодательства в перечисленных выше случаях субъектам хозяйствования необходимо:
-приобрести кассовые суммирующие аппараты (далее – кассовые аппараты) либо программные кассы;
-заключить с республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» гражданско-правовой договор на регистрацию и информационное обслуживание кассового оборудования в системе контроля кассового оборудования.
Информация о моделях кассовых аппаратов, разрешенных к использованию на территории Республики Беларусь, содержится в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь.
Информация об операторах программных кассовых систем, программных кассовых системах и программных кассах, допущенных к использованию на территории Республики Беларусь, размещена в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте республиканского унитарного предприятия «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (info-center.by).
Отсутствие кассового оборудования либо его неиспользование при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в случаях, когда его применение обязательно, в соответствии со статьей 13.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до ста базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин.
Кроме того, индивидуальным предпринимателям, не имеющим текущего (расчетного) счета в банке, которым с 10 октября 2021 г. необходимо использовать кассовое оборудование, нужно открыть такой счет в соответствии с требованиями пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г. № 82 «О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь».
При осуществлении предпринимательской деятельности для индивидуальных предпринимателей предусмотрено три режима налогообложения:
- общая система налогообложения (далее - ОСН), с уплатой подоходного налога с физических лиц (гл. 18 НК);
- упрощенная система налогообложения (далее-УСН) (гл. 32 НК);
- единый налог с ИП и иных физических лиц (далее - единый налог) (гл. 33 НК).
Следует отметить, что УСН и единый налог относятся к особым режимам налогообложения. Каждый из указанных режимов налогообложения применяется в зависимости от тех или иных условий или особенностей осуществляемой деятельности. На практике возможны ситуации, когда ИП могут или обязаны одновременно применять несколько режимов налогообложения.
Так, законодательством предусмотрена возможность уплаты единого налога одновременно с применением УСН или общего порядка налогообложения. Например, ИП, оказывающие потребителям услуги (выполняющие работы), в том числе в случае их оплаты за потребителя организациями и ИП в соответствии с подпунктом 1.1 пункта 1 статьи 337 НК и осуществляющие розничную торговлю товарами, поименованными в подпункте 1.2 пункта 1 статьи 337 НК и ИП, осуществляющие общественное питание через мини-кафе, летние и сезонные кафе в соответствии с подпунктом 1.3 пункта 1 статьи 337 НК, вправе уплачивать единый налог и обязаны до окончания этого налогового периода применять порядок налогообложения, установленный главой 33 НК. В случае, если заказчиком услуг и покупателем товара для собственных нужд будет являться юридическое лицо, то ИП, с полученных доходов будет являться плательщиком УСН (если он является плательщиком) согласно главе 32 НК или подоходного налога согласно главе 18 НК.
Порядок применения профессиональных налоговых вычетов при исчислении подоходного налога индивидуальными предпринимателями установлен статьей 205 Налогового Кодекса Республики Беларусь (далее – НК). Согласно пункту 14 указанной статьи расходами индивидуальных предпринимателей признаются документально подтвержденные расходы, произведенные ими и связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности.
Индивидуальные предприниматели, учитывающие доходы от реализации по принципу оплаты, расходы, учитываемые при налогообложении, признают расходами после их фактической оплаты, иного прекращения встречного обязательства перед продавцом.
При этом указанные расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
- расходы на приобретение товаров, предназначенных для последующей реализации, сырья и (или) материалов, используемых при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг) и (или) образующих их основу либо являющихся необходимым компонентом при производстве товаров (выполнении работ, оказании услуг), учитываются в пределах сумм, оплаченных за указанные товары, сырье, материалы. Суммы платы за указанные товары, сырье, материалы уменьшаются на стоимость товаров, сырья, материалов, использованных индивидуальным предпринимателем для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Расходы на приобретение указанных товаров, сырья, материалов, понесенные по окончании налогового периода, к которому они относятся, подлежат исключению из доходов в налоговом периоде, к которому они относятся (в котором получен доход);
- расходы на оплату труда учитываются в составе расходов на дату их фактической выплаты, выдачи;
-амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период.
Индивидуальные предприниматели, учитывающие доходы от реализации по принципу начисления, расходы, учитываемые при налогообложении, признают расходами в том отчетном (налоговом) периоде, в котором получены соответствующие им доходы, независимо от даты проведения расчетов по ним.
При этом указанные расходы учитываются в составе расходов с учетом следующих особенностей:
- расходы, которые невозможно соотнести с доходами определенного отчетного периода, учитываются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были произведены;
- работы (услуги) производственного характера учитываются на дату подписания индивидуальным предпринимателем акта приемки-передачи таких работ (услуг);
- расходы на оплату труда учитываются ежемесячно исходя из суммы начисленных расходов на оплату труда;
- амортизация учитывается в составе расходов в суммах, начисленных за отчетный (налоговый) период;
- расходы на ремонт основных средств учитываются в том отчетном периоде, в котором они были осуществлены, вне зависимости от их оплаты;
- расходы на служебные командировки учитываются на дату составления авансового отчета.
Вместо произведенных и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, плательщики имеют право определить расходы в размере двадцать (20) процентов общей суммы подлежащих налогообложению доходов, полученных от осуществления ими предпринимательской деятельности. При определении налоговой базы подоходного налога с физических лиц такие расходы не могут учитываться одновременно с расходами, подтвержденными документально.
Инспекция МНС по Барановичскому району напоминает о необходимости применения с 10 октября 2021 г. субъектами хозяйствования кассового оборудования:
- при осуществлении розничной торговли товарами в торговых объектах системы потребительской кооперации, расположенных в сельских населенных пунктах, в которых продажу товаров осуществляет один продавец;
-торговле непродовольственными товарами на ярмарках, на торговых местах на рынках;
-осуществлении разносной торговли плодоовощной продукцией;
-выполнении работ, оказании услуг вне постоянного места осуществления деятельности (за исключением территории сельской местности);
-осуществлении обучения несовершеннолетних;
-оказании услуг по предоставлению жилых помещений (их частей) в общежитии и найму жилых помещений, садовых домиков, дач, в том числе для краткосрочного проживания.
Для обеспечения требований законодательства в перечисленных выше случаях субъектам хозяйствования необходимо:
-приобрести кассовые суммирующие аппараты (далее – кассовые аппараты) либо программные кассы;
-заключить с республиканским унитарным предприятием «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» гражданско-правовой договор на регистрацию и информационное обслуживание кассового оборудования в системе контроля кассового оборудования.
Информация о моделях кассовых аппаратов, разрешенных к использованию на территории Республики Беларусь, содержится в Государственном реестре моделей (модификаций) кассовых суммирующих аппаратов и специальных компьютерных систем, используемых на территории Республики Беларусь.
Информация об операторах программных кассовых систем, программных кассовых системах и программных кассах, допущенных к использованию на территории Республики Беларусь, размещена в глобальной компьютерной сети Интернет на официальном сайте республиканского унитарного предприятия «Информационно-издательский центр по налогам и сборам» (info-center.by).
Отсутствие кассового оборудования либо его неиспользование при продаже товаров, выполнении работ, оказании услуг в случаях, когда его применение обязательно, в соответствии со статьей 13.15 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях влечет наложение штрафа в размере до пятидесяти базовых величин, на индивидуального предпринимателя - до ста базовых величин, а на юридическое лицо - до двухсот базовых величин.
Кроме того, индивидуальным предпринимателям, не имеющим текущего (расчетного) счета в банке, которым с 10 октября 2021 г. необходимо использовать кассовое оборудование, нужно открыть такой счет в соответствии с требованиями пункта 1 Указа Президента Республики Беларусь от 22 февраля 2000 г. № 82 «О некоторых мерах по упорядочению расчетов в Республике Беларусь».
Уважаемые граждане, инспекция Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь по Барановичскому району обращает Ваше внимание:
Срок уплаты земельного налога и налога на недвижимость наступает 15 ноября 2021 года. Уплата земельного налога и налога на недвижимость может производиться путем внесения в бюджет плательщиками причитающихся сумм налогов наличными денежными средствами в банк, налоговый орган, поселковый, сельский исполнительный и распорядительный орган либо организацию связи Министерства связи и информатизации Республики Беларусь, а также в безналичном порядке через банкоматы, инфокиоски, платежные терминалы, с использованием банковского обслуживания: СМС-банкинг, мобильный банкинг, Интернет-банкинг.
По всем вопросам, связанным с исчислением, уплатой имущественных налогов, а также предоставлением льгот граждане могут обращаться в налоговые органы по месту нахождения объектов.
В случае утери либо неполучении извещения на уплату налогов (например, по причине изменения в течение года места жительства либо по другим причинам) физическому лицу также необходимо обратиться в налоговый орган по месту нахождения объекта
При этом Вы имеете право произвести уплату досрочно и не откладывать ее на последний день.В соответствии с пунктом 4 статьи 228 Налогового кодекса Республики Беларусь освобождаются от налога на недвижимость у плательщиков-физических лиц:
4.1. капитальные строения (здания, сооружения), их части, признаваемые в установленном порядке материальными историко-культурными ценностями, включенные в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь, по перечню таких ценностей, утвержденному Советом Министров Республики Беларусь;
4.2. капитальные строения (здания, сооружения), законсервированные в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь;
4.3. не завершенные строительством капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на земельных участках, предоставленных для строительства и обслуживания жилых домов, садоводства, дачного строительства, строительства (установки) временных индивидуальных гаражей, в виде служебного земельного надела, жилые дома с нежилыми постройками (при их наличии), садовые домики, дачи, гаражи, машино-места (доли в праве собственности или доли в наследстве на указанное имущество), принадлежащие:
4.3.1. членам многодетных семей;
4.3.2. военнослужащим срочной военной службы;
4.3.3. физическим лицам, проходящим альтернативную службу;
4.3.4. участникам Великой Отечественной войны и иным лицам, имеющим право на льготное налогообложение в соответствии с Законом Республики Беларусь "О ветеранах";
4.4. одно жилое помещение в многоквартирном или в блокированном жилом доме, принадлежащее физическому лицу на праве собственности или принятое им по наследству, доля в праве собственности или доля в наследстве на указанное имущество. При наличии у физического лица двух и более таких жилых помещений, долей в праве собственности или долей в наследстве на указанное имущество освобождению от налога на недвижимость подлежит только один объект налогообложения по выбору физического лица на основании уведомления, представленного им в налоговый орган.
Жилые помещения в многоквартирном или в блокированном жилом доме, доли в праве собственности или доли в наследстве на указанное имущество, принадлежащие членам многодетной семьи, освобождаются от налога на недвижимость независимо от положений части первой настоящего подпункта;
4.5. жилые дома с нежилыми постройками (при их наличии), находящиеся в собственности, принятые по наследству, доли в праве собственности или доли в наследстве на указанное имущество, принадлежащие:
- лицу, достигшему общеустановленного пенсионного возраста, или лицу, имеющему право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста;
- инвалиду I и II группы;
- несовершеннолетнему ребенку;
- лицу, признанному недееспособным.
Освобождение от уплаты налога на недвижимость предоставляется при условии отсутствия регистрации трудоспособных лиц в капитальных строениях (зданиях, сооружениях), указанных в части первой настоящего подпункта.
Не учитываются в составе трудоспособных лиц при наличии подтверждающих документов и (или) сведений:
- лица, достигшие общеустановленного пенсионного возраста, или лица, имеющие право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста;
- инвалиды I и II группы;
- несовершеннолетние дети;
- военнослужащие срочной военной службы;
- лица, проходящие альтернативную службу;
- лица, отбывающие наказание в местах лишения свободы;
- лица, указанные в подпункте 4.7 настоящего пункта;
- члены многодетных семей.
4.6. не завершенные строительством капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на земельных участках, предоставленных для строительства и обслуживания жилых домов, садоводства, дачного строительства, строительства (установки) временных индивидуальных гаражей, в виде служебного земельного надела, садовые домики, дачи, гаражи, машино-места (доли в праве собственности или доли в наследстве на указанное имущество), принадлежащие:
- лицу, достигшему общеустановленного пенсионного возраста, или лицу, имеющему право на пенсию по возрасту со снижением общеустановленного пенсионного возраста;
- инвалиду I и II группы;
- несовершеннолетнему ребенку;
- лицу, признанному недееспособным;
4.7. не завершенные строительством капитальные строения (здания, сооружения), расположенные на земельных участках, предоставленных для строительства и обслуживания жилых домов, садоводства, дачного строительства, строительства (установки) временных индивидуальных гаражей, в виде служебного земельного надела, жилые дома с нежилыми постройками (при их наличии), жилые помещения в многоквартирных или блокированных жилых домах, садовые домики, дачи, гаражи, машино-места (доли в праве собственности или доли в наследстве на указанное имущество), расположенные в сельской местности и принадлежащие физическому лицу, зарегистрированному по месту жительства в сельской местности и работающему:
в организации (ее структурных или обособленных подразделениях), расположенной в сельской местности и осуществляющей сельскохозяйственное производство;
в расположенном в сельской местности и производящем сельскохозяйственную продукцию филиале или ином обособленном подразделении организации, приобретшей в порядке, установленном законодательными актами, в результате реорганизации, приобретения (безвозмездной передачи) предприятия как имущественного комплекса права и обязанности убыточных сельскохозяйственных организаций;
в организации (ее структурном или обособленном подразделении) здравоохранения, культуры, в учреждении (его структурном или обособленном подразделении) образования и социальной защиты, расположенных в сельской местности.
Пенсионеры, ранее работавшие в организациях (их структурных или обособленных подразделениях), указанных в части первой настоящего подпункта, освобождаются от уплаты налога на недвижимость в отношении расположенных в сельской местности капитальных строений (зданий, сооружений), их частей.В соответствии с пунктом 3 статьи 337 Налогового кодекса Республики Беларусь не требуется регистрация в качестве индивидуальных предпринимателей физическим лицам, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь, осуществляющим деятельность по ремонту и восстановлению, включая перетяжку, домашней мебели.
Физические лица, которые планируют осуществлять указанный вид деятельности, обязаны до начала осуществления деятельности подать в налоговый орган по месту жительства письменное уведомление или уведомление через личный кабинет плательщика с указанием видов деятельности, которые они предполагают осуществлять, видов товаров, формы оказания услуг, а также периода осуществления деятельности и места осуществления деятельности.
На основании поданного уведомления налоговый орган произведет расчет суммы единого налога, подлежащей уплате.
Физическое лицо, до начала осуществления деятельности, обязано уплатить единый налог с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц по установленным ставкам:
при осуществлении деятельности
- в г. Бресте - в размере 137,00 руб.,
- в г. Барановичи – 125,00 руб.,
- в других населенных пунктах – 70,00 руб. за месяц.